A A A
Цвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.

Доступная среда

Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.      Согласно образовательной политике Российской Федерации «особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная   среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. В решении проблем инвалидности доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы обеспечения доступной среды.

В настоящее время в школе ведется работа по формированию полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, предусматривающая создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. Важнейшими в работе школы стали следующие принципы:

· уважение достоинства человека, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
· отсутствие дискриминации;
· полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
· уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
· равенство возможностей;
· доступность;
· уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В нашей школе  созданы  специальные условия воспитания и  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по основным  образовательным программам.    Учитываются особые образовательные потребности,  их социальная  адаптация и интеграция в общеобразовательном учреждении, реализация прав, индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.  Все это  способствует их полноценному участию в жизни общества. В   школе   планируется дальнейшая работа по выполнению программы «Доступная среда». 

Обучающиеся с ОВЗ и дети инвалиды имеют возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, получать дистанционное образование и посещать занятия в классе.

Все дети данной категории обеспечены учебно-методической литературой.

Большое внимание в школе уделяется сохранению и укреплению здоровья. Работает медицинский кабинет, социально-психологическая служба.  

По необходимости с учащимися проводятся дополнительные индивидуальные предметные консультации. Для всех детей-инвалидов осуществляется психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальное диагностическое обследование, коррекционно-развивающие занятия, профилактическая работа и консультации для родителей и педагогов.

Все дети с ОВЗ и инвалиды вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность.

Все дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ являются участниками коллективных творческих дел, проводимых на базе класса и школы.

Виды образования

В   школе применяется несколько видов образования для детей-инвалидов

Инклюзивное обучение - это обучение  в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья    и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения  и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.   По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.  При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.   Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.  Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.  Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения.

Формы работы​

В системе  работы используются следующие формы:
· проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
· проведение  малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
· ведение карт развития детей; 
· посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
· разработка методических  рекомендаций учителю;
· диагностика учащихся;
· обследование школьников  по запросу родителей;
· организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников школы.

ВАЖНО - верить, объединяться и жить!

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в школе созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги, также созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения.

Информация о специализированном оборудовании в учебных кабинетах для инвалидов и для лиц с ОВЗ

Всего действуют 13 кабинетов: 1- математики, 2- русского языка и литературы, 1- физики, 1- информатики, 1- истории, 1- английского языка,  1-осетинского языка и литературы,  1- химии и биологии, 4 -кабинета начальных классов.  Имеются: спортивный зал, библиотека,  мастерская по техническому труду, столовая, спортивная площадка, пришкольный опытный участок.

В рамках реализации приоритетного национального проекта   «Образование» по направлению «Централизованная  закупка учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных школ» были приобретены:
кабинет биологии,
кабинет физики,
кабинет информатики.
интерактивный     программный     комплекс     с     комплектом    компьютерного     и мультимедийного оборудования,
мультимедийного оборудования для начальных классов;
персональные ноутбуки для учителей.

Учебные кабинеты оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим  местом учителя, мебель для учащихся  подобрана в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 с учетом роста учащихся, имеет соответствующую маркировку, розетки промаркированы. Медицинские  аптечки во всех кабинетах  соответствуют требованиям.  В наличии все инструкции по технике безопасности. Оснащение  кабинетов 80-100 %.  

Образовательный процесс обеспечен специальным оборудованием:   

·         учебно-методическими комплектами,
·         дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. 
·         рабочее место учителя оборудовано компьютером.

Для организации и проведения лабораторных и практических работ

Кабинеты химии, физики, биологии  укомплектованы учебным оборудованием, приборами, химическими реактивами. Имеются таблицы, карты, наглядные пособия, рельефная графика по тематике учебных программ (для обучающихся с ОВЗ).

Учебные мастерские технического и обслуживающего труда укомплектованы необходимым оборудованием для осуществления образовательного процесса.

Средства обучения и воспитания,  в том числе приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, в том числе и на детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.

Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ,  перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Школа обладает необходимыми средствами обучения и воспитания, используемыми в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения. К ним относятся учебники и учебные пособия, наглядные пособия в виде плакатов, графиков, схем, стендов, учебные приборы для проведения практических и лабораторных занятий, спортивное оборудование.

Активно используются в учебном процессе электронные образовательные средства обучения: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы и др.

Для обучающихся с ОВЗ используются специализированные средства обучения (в том числе специализированное программное обеспечение), позволяющие им успешно осваивать адаптированные основные общеобразовательные программы.

Беспрепятственный доступ: 

         Дети  с ОВЗ обеспечены беспрепятственным доступом в здание образовательного учреждения. Имеется пандус.

Информация о специальных условиях питания для инвалидов и лиц с ОВЗ

Организация питания обучающихся МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили  обеспечивается и контролируется  школой. Организация питания обучающихся осуществляется через школьную столовую, в которой организовано горячее питание обучающихся. В школьной столовой имеется 1 обеденный зал на 60 посадочных мест. Питание предоставляется в соответствии с требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм, относящихся к организации общественного питания, пищевым продуктам в образовательных учреждениях. В школьной столовой охват горячим питанием -100% (160 обучающихся). Бесплатным горячим питание охвачены:

- за счет средств федерального бюджета  -62 обучающихся (1-4 класс);

- за счет средств республиканского бюджета - 51 обучающийся (дети из малообеспеченных семей, дети инвалиды, дети с ОВЗ).

 Для остальных – за счет средств родителей (законных представителей).

Право на получение бесплатного двухразового питания имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Приготов­ление блюд соответствует технологии, постоянно обновляется ассорти­мент. Все необходимые требования к качеству приготовления пищи, составлению меню, санитарному состоянию пищеблока, хранению продуктов в МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили соблюдаются.

Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся в соответствии с разработанной и утверждённой приказом образовательным учреждением документацией по производственному контролю за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий согласно требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили  создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

 Информационная база школы оснащена:

·         электронной почтой;

·         выходом в Интернет;

·         разработан и действует школьный сайт;

·         доступ к ресурсам Центра «Точка роста».

Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.  
Оператор связи: ОАО "Ростелеком".

Тип подключения к сети Интернет- по технологии ADSL, скорость подключения 2 Мбит/с.  Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет в МБОУ  СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 12  учебных и специализированных кабинета, все компьютеры находящиеся в кабинетах имеют доступ  в сеть Internet.   

В образовательном учреждении внедрена  и функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру.

Кроме этого любой педагог может вести данную работу из учительской, кабинета информатики.

На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и тп. средства. Пандус имеется при входе в школу.

В МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили оборудован компьютерный класс в количестве 20 рабочих мест, осуществлено подключение школы к сети Интернет. На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение: расширенный (базовый) пакет Microsoft. Качество доступа к Интернет (качество связи) позволяет школе принимать участие в видеоконференциях, веб-семинарах и других дистанционных мероприятиях, работать с  электронными программами. Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к образовательным, используются средства контентной фильтрации. Школа использует рекомендованный электронный образовательный контент, для обеспечения доступности для учащихся с ОВЗ, используется специальное программное обеспечение с голосовым сопровождением «JOS», и «Дельфа- 142» .

При необходимости будет проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям  здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Об объектах спортаприспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для занятий физической культурой и спортом используются спортивные помещения и объекты школы: 1 спортивный зал (оборудованный специальным мягким покрытием); спортивная площадка с резиновым покрытием;  тренажерный зал.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: нет

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

Обучающиеся  школы, в том числе дети-инвалиды, имеют   доступ  к электронным образовательным  ресурсам.  Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. 
 Для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны все электронные ресурсы.

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями


№п/п

Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в школе

1.

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В школе в 2021-2022 учебном году обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучаются.

2.

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

Обучающимся школы при возникновении необходимости предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы предоставляются по запросу.

3.

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены.

Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.

Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование

В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование  предоставляются.

5.

Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

В случае необходимости эти услуги могут быть предоставлены.

6.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

 В случае необходимости групповые и индивидуальные коррекционные занятия могут быть предоставлены.

7.

Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов ( с нарушениями слуха и зрения). 1-3 этажи доступны с помощью сопровождающего из числа сотрудников школы.

На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена  доступность путей движения.

Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.

Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями.

8.

Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

 Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

- работа с семьей обучающегося;

- методическая работа с учителями;

- организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.


В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Охрана здоровья обучающихся в МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили   включает в себя:

         соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

         организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

         организацию питания учащихся;

         определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

         пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

         прохождение учащимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

         профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;

         обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

         профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

         проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

         проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;

         организацию родительского лектория;

         сотрудничество с субъектами профилактики;

         проверку исправности и  испытания спортивного инвентаря;

         инструктажи по ТБ;

         установку АПС;

         организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;

         проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.  

         Доврачебную   медицинскую помощь можно получить в  ГБУЗ Поликлиники №2 г. Владикавказа.   

         В  кабинетах химии, физики, биологии, информатики,  имеются аптечки первой помощи.

         В школе  также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Школьная библиотека для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. 

Ежегодно пополняется  библиотечный фонд. Программно-методическое обеспечение основывается на государственных программах. Основанием для учебно-методического обеспечения является приказ  МО и науки РФ от 31,03,2014 №253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях».

Библиотечный фонд школы насчитывает более 14 000 изданий.

Библиотека (справочно-информационный центр) включает в себя

·         информационный пункт (выдача и приём литературы)

·         место для работы в сети Интернет

·         фонды открытого доступа\закрытого хранения

Все учащиеся школы обеспечены бесплатными учебниками.

Библиотечный фонд состоит из учебной, художественной, справочной литературы для школьников и педагогов, а также периодических изданий «Geoленок», «Мир техники», «Маруся», «А почему?» и других.

Особенностью школьного фонда является наличие изданий для незрячих и слабовидящих детей: учебники и художественная литература, напечатанные шрифтом Брайля, крупношрифтовая литература, «говорящие книги».

Уровень обеспеченности учебной литературой федерального перечня - 100%

Уровень обеспеченности учебной литературой регионального перечня- 100%

Уровень обеспеченности электронной литературой -  35%

Наличие беспрепятственного доступа в общежитие- В МБОУ СОШ с. Балта им. Э. Тиникашвили общежития нет.

Основные документы​